Каждый человек сегодня сталкивается с огромным потоком информации, который нужно не только прочитать, но и осознать, сделать ее «своей», понятной, работающей, то есть легко запомнить большой объем информации. Решая эту проблему, можно сделать вывод, что любая информация — это текст, а текст можно обрабатывать. Таким образом люди пришли к методу конструирования и моделирования текста.
В основе моделирования лежит способность замещать объект исследования его моделью так, чтобы получить необходимую информацию об объекте. То есть модель является упрощенным и наглядным образом явления, нежели изначальное.
Проблема структурирования информации
Зачастую информация, поступающая в наш мозг в течение дня, оказывается слишком сложной и запутанной для восприятия, из-за чего происходит множество непониманий и путаниц. Тут на помощь приходит один из самых наглядных методов моделирования — кластер.
Читайте также: Фитнес для мозга
Что такое кластер?
Кластер — английское слово (cluster), переводимое как «группа», «пучок», «скопление». Это какой-либо сжатый материал, представленный в виде схемы.
Такой вид наглядного представления информации может быть использован в абсолютно любой сфере деятельности человека. Но как же составить его самостоятельно? На самом деле все очень просто, для этого нужно следовать следующим пунктам:
- изучить материалы из различных источников и выбрать наиболее подходящий вам;
- внимательно изучить материал из выбранного источника и разделить на смысловые части;
- определить(придумать) вид будущего кластера;
- составить эскиз кластера;
- провести агломерацию смысловых частей между собой(стрелками);
- выделить наиболее значимые единицы (другим цветом или шрифтом).
Несмотря на свою простоту, такое структурирование информации еще и дает кучу бонусов в придачу, например, легкость в запоминании, наглядность, развитие логического мышления.
Опорные конспекты для более глубокого понимания
Не всегда очень сжатое представление о чем-либо бывает понятным. В таких случаях стоит еще немного потрудиться и составить опорный конспект. Впервые данная методика была предложена В. Ф. Шаталовым. Опорным сигналом является символ, несущий в себе ассоциацию, восстанавливающую в памяти ранее освоенный материал. Опорный конспект в свою очередь — это объединение опорных смысловых сигналов, объединенных в наглядную конструкцию.
Составляя схему — опору, педагоги придерживаются следующих требований:
- текст не должен бросаться в глаза и вызывать желание отвернуться, поэтому очень важно поддерживать единый графический стиль и немногословность;
- применение минимального количества слов, примеров, но большего, чем при создании кластера;
- эксплуатация в обязательном порядке различных обозначений и сигналов;
- употребление антитезы языковых фактов;
- кодированность информации.
Наглядность, содержание простых элементов, размещенных конкретным образом, доставляющих определенную информацию — все это характеристики опорного конспекта.
Вывод
Люди — индивиды, следовательно, при изучении окружающего мира и явлений весь поток увиденного и постигнутого проходит через сознание, через ощущения. Отношение к миру выражается у каждого с помощью собственного ассоциативного языка. Значит, у человека есть возможность «изобразить» свое видение изучаемого в знаках и символах, легких для запоминания.
Создание кластеров — сугубо индивидуальный творческий процесс, очень увлекательный и эффективный. Потраченное на создание кластера время полностью оправдывает результат, поскольку в голове складывается абсолютно понятная система.
Читайте также: Как научиться учиться на чужих ошибках?
Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы быть в курсе всех новых статей minimalwork.
Оставить комментарий